Омский каучук

нефтехимическая продукция

Титан-СМ

смазочные материалы

Титан-Агро

комбикорма и мясо

Мониторинг воздуха Экология: ответы на вопросы
EN
Титан Нефтехимическая продукция Агропромышленная продукция

3 июня 2024

Коммерсантъ: Автомобили зернового откорма

Можно будет заправляться биоэтанолом

В России разработана технология для производства биоэтанола из зерновых отходов. На его основе можно производить экологичные присадки к моторному топливу, которые позволяют снизить вред от автомобильных выхлопов. В перспективе возможно начало производства в России экобензинов с присадками с включением биоэтанола — сейчас их в стране не выпускают.

Нефтехимическая отрасль — это искусство высоких переделов: здесь постоянно появляются новые продукты на основе уже существующего сырья, а кроме того, создаются новые виды самого сырья. Нефтехимический передел хорош тем, что в основе его лежат побочные продукты производства нефти. Это избыточное сырье, переработка которого — полезный для экологии процесс. Ведь альтернатива переработке — сжигание с неизбежными вредными выбросами в атмосферу.

То же касается и бензинов, сегодня в России самая эффективная высокооктановая добавка к бензину — метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Она имеет равную с бензином топливную характеристику. При ее использовании сокращается расход нефти на производство заданного количества товарного бензина, наличие в нем кислорода существенно улучшает процесс сгорания топлива в цилиндрах, повышается экономичность двигателя и снижается содержание в выхлопе продуктов неполного сгорания.

Но возрастающие требования к экологии и запрет импорта ряда высокотехнологичной продукции диктует условия для создания новых отечественных технологий, например, производства этилтретбутилового эфира из биоэтанола. Пока в России нет масштабных производств биоэтанола, несмотря на предпосылки в виде огромных сельхозугодий и развитой аграрной отрасли, однако эта ситуация может измениться. Так, ГК «Титан» разработала технологии для получения ЭТБЭ (этилтретбутилового эфира) из биоэтанола, а также производство самого биоэтанола. По расчетам компании для производства 400 тонн конечного продукта — ЭТБЭ — требуется около 180 тыс. тонн этанола. В свою очередь, чтобы получить такое количество этанола, нужно переработать примерно 700 тыс. тонн пшеницы. Зерновые таким образом превращаются в сырье для продукции, которая используется в производстве, в том числе топлива, ведь ЭТБЭ — это высокооктановый компонент моторных топлив. Он может заменять основные присадки для повышения октанового числа в бензине, которые используются в России сегодня (это прежде всего метилтретбутиловый эфир). Кроме того, расход бензина с ЭТБЭ будет меньше, так как температура кипения ЭТБЭ выше, чем у МТБЭ.

Особенно актуально это в моменты, когда на рынке наступает дефицит высокооктановых добавок с последующим повышением цен. Дефицит, в свою очередь, бывает связан с нехваткой нефти, когда нефтяные компании направляют все ресурсы на выпуск основного продукта в ущерб ароматическим фракциям (компонентам бензина).

Для сельского хозяйства выпуск биоэтанола, как и некоторых других видов биотоплива,— возможность с пользой применять излишки урожая и низкосортное зерно. Химия и сельское хозяйство в этой точке пересекаются и образуют точку роста для аграрной, нефтехимической и топливной отраслей. Для заводов по глубокой переработке зерна биоэтанол — логичный выбор в качестве базового продукта, подтверждает председатель совета директоров ГК «Титан» Михаил Сутягинский. Биоэтанол можно производить из низкосортного зерна, а остальное можно направлять на выработку пищевого крахмала, глютена, высокопротеиновых кормовых добавок и другой продукции.

Как рассказал Михаил Сутягинский, мощности выпуска этанола в базовом проекте «Титана» могут обеспечить возможность производить 8–13 млн тонн «экобензина». Это, по его оценкам, позволит экономить до 500 млн кубометров природного газа и 1,5 млн тонн нефти в год.

Экономия нефти будет происходить в том числе за счет замещения метанола — одного из компонентов бензина и моторных топлив — на биоэтанол растительного происхождения. Метанол добавляется в бензины для повышения октанового числа. По сравнению с метанолом биоэтанол — более экологически чистая присадка. Биоэтанольное топливо за счет сниженного содержания ароматических углеводородов оставляет меньший углеродный след. И оно полностью совместимо с современными автомобилями.

Биотопливо в мире

В мире этанольное топливо уже активно используется. Так, компании Scania и Akzo Nobel разработали топливо для дизельных двигателей ED95, которое на 95% состоит из обводненного этанола и пакета присадок для улучшения воспламенения топлива, а также смазывающих и антикоррозионных свойств. Среди уже доказанных преимуществ топлива ED95 — радикальное снижение выбросов оксидов азота (NOx) и твердых частиц (PM2.5). Благодаря этому достигается существенная экономия на системе нейтрализации отработавших газов дизельной техники.

В целом биотопливо становится все более востребованным. Мировой рынок биотоплива в 2023 году составлял $123,9 млрд — это на 7,02% больше, чем годом ранее. По прогнозу аналитиков, к 2033 году он достигнет $243,37 млрд. США, Бразилия и Индонезия в этом году входят в тройку стран — лидеров в производстве биотоплива. При этом среди разных видов биотоплива на первом месте по объемам выпуска — этанол.

С учетом роста спроса на биотопливо произведенный в России бензин с биоэтанольными присадками может быть востребованным на экспортных рынках (при этом он будет соответствовать экологическим требованиям в рамках стандарта «Евро-6»). Это позволит российским нефтяным компаниям быть конкурентоспособными.

Внутри страны распространение бензина с биоэтанолом будет снижать вредные выбросы в атмосферу в виде выхлопных газов. В перспективе сокращение выбросов может достичь 40–60%, полагает Михаил Сутягинский.

Кроме того, одним из важных «побочных эффектов» производства биоэтанола является образование в процессе его выпуска высокочистого био-СО2 в объеме 180 тыс. тонн в год. Этот газ можно закачивать в нефтяные пласты для повышения нефтеотдачи.

Проект по выпуску биоэтанола — редкость для российского рынка, так как сам рынок биотоплива в нашей стране пока не сформирован, отмечают в «Титане». Чтобы в России появились крупные производства биотоплива, в том числе этанола, необходимы государственная политика по стимулированию его использования и ряд регулирующих мер. Среди них, как считают в группе компаний,— доработка нормативно-регуляторных документов.


Ссылка на источник


К списку  

Благодарим за подписку

Произошла ошибка

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Спасибо!

Мы получили ваш вопрос и обязательно ответим вам на почту

Спасибо!

Мы получили вашу заявку и обязательно свяжемся с вами

Обратный звонок

Политика персональных данных

Запросить сертификат

Политика персональных данных

Политика персональных данных

Прислать свое резюме

Политика персональных данных

Прислать свое резюме

Политика персональных данных

Стать инвестором

Политика персональных данных

Стать волонтером

Политика персональных данных

Задать вопрос

Политика персональных данных

Оставить заявку

Пол

Образование

Желаемая должность

Политика персональных данных